Автомобильный аккумулятор, а точнее - автомобильная аккумуляторная батарея (сокр. автомобильная АКБ) – это тип электрического аккумулятора, применяемый для автомобилей. АКБ - один из важнейших компонентов автомобиля, отвечающий за запуск двигателя и надежную работу всех электросистем.
Для качественного запуска силовой установки автомобиля требуется соответствующий аккумулятор. При этом техника, работающая в различных эксплуатационных условиях, требует от батарей соответствующих технических параметров. Если коммерческие малотоннажные автомобили массой до 3,5 тонн могут использовать обычные АКБ для легковых машин, то автобусы, грузовики и спецтехника требуют применения иных аккумуляторов. Батареи, предназначенные для данного вида транспорта, как правило, имеют емкость от 120 до 240 Ач. Кроме того, от АКБ для легковых авто они отличаются размерами, силой тока и конструкцией.
Условия эксплуатации транспорта являются определяющим фактором для выбора АКБ.
Так, аккумуляторы для грузовых автомобилей классифицируют на такие группы:
- HD (HeavyDuty) простые по конструкции батареи, относящиеся к недорогому сегменту. Чаще всего, эти батареи необходимо обслуживать (доливать воду). Такие АКБ обычно устанавливают на подержанных грузовых авто – со стандартным электро-оборудованием. Главная задача этих батарей – обеспечение запуска двигателя в разных погодных условиях.
- SHD (SuperHeavyDuty). Согласно обозначению, данные батареи предназначены для работы в «супер тяжелом режиме». Отличаются улучшенной конструкцией, высокой ценой и повышенными эксплуатационными сроками. Аккумуляторы грузовые этого типа (за редким исключением) не нужно обслуживать; технологии, по которым они произведены, дают возможность свести к минимуму расход воды (или полностью его исключить).
- HDE (HeavyDutyExtra). Мощные аккумуляторы, способные выдержать исключительные условия эксплуатации (аббревиатура переводится как «экстра-тяжелый режим»). Каждый такой аккумулятор повышенной емкости имеет улучшенные параметры. Это - необслуживаемые батареи, для которых характерны высокие показатели пускового тока, которые выдерживают значительное количество циклов разряда и заряда.
Помимо указанных выше характеристик, батареи для грузовых авто могут отличаться местом установки: в определенных моделях спецтехники устройства предполагают монтирование непосредственно в кабине, что предусмотрено конструкционными особенностями.
Рынок оборудования предлагает водителям АКБ в широком выборе. Отдать предпочтение определенному типу можно лишь после тщательно изученных характеристик. Основными источниками тока, используемыми в транспортных средствах, являются такие батареи:
- Свинцово-кислотный (LeadAcid) – самый распространённый тип аккумуляторной батареи, который используется в автомобилях, или же как источники бесперебойного питания в аварийных случаях.
- Никель-кадмиевые (NiCd) – наибольшее распространение получили как замена стандартного гальванического элемента, так же применяются в электрокарах, трамваях и троллейбусах для осуществления питания цепей управления.
- Никель-металлогидридные (NiMH) – так же используются как замена стандартного гальванического элемента, в электромобилях, радиоаппаратуре, осветительной технике.
- Литий-ионные (Li-ion) – нашел применение в современных бытовых и строительных приборах, а так же в мобильных устройствах.
- Литий-полимерные (Li-pol) – используется в мобильных устройствах и цифровой технике
- Никель-цинковые (NiZn) – используется как стандартный гальванический элемент
Различные типы аккумуляторов обладают разными особенностями, которые не позволяют однозначно назвать «лучший» тип аккумулятора. Можно говорить только о лучшей применимости различных типов аккумуляторов в разных условиях.
При зарядке батарей необходимо учесть различные ограничения для каждого из типов, к примеру, NiCd- и NiMH аккумуляторы имеют так называемый эффект памяти (зарядка аккумулятора который не полностью разрядился), поэтому такие аккумуляторы нужно разряжать полностью, и только потом ставить на зарядку, для продолжения их срока службы и последующей эксплуатации. NiMH аккумуляторы – очень чувствительны к перезаряду, а Li-ionи Li-pol наоборот – к переразряду. Так же к данным типам аккумуляторов можно отнести заметный саморазряд, что говорит о том, что будучи заряженными и не подключенными к нагрузке, они будут терять свой заряд, и если вы их храните не используя, то вам необходимо постоянно проверять их уровень заряда, и при необходимости заряжать.
Выбирая среди множества моделей и брендов аккумуляторов, мы хотим быть уверенны, что делаем правильный выбор. Знать, что аккумуляторная батарея заведет авто после ночного простоя на морозе - 20 С°. Быть уверенным, что забытый свет в салоне или срабатывание охранной сигнализации не смогут разрядить аккумулятор. Как правило, изготовители указывают на продукции все необходимые характеристики, но зачастую этого недостаточно — необходимо знать, как проявляется функциональность того или иного типа оборудования на практике. Целесообразно поэтому для определения подходящего АКБ для вашего авто обратить внимание не только на показатели того или иного типа устройства, но и прислушаться ко мнениям экспертов, которые уже протестировали их на практике.
Средний срок эксплуатации автомобильной АКБ составляет 3−5 лет, но напрямую зависит от правильности использования и обслуживания.
Мы подобрали для вас несколько советов от профессионалов, которые помогут правильно подобрать и эксплуатировать АКБ.
Когда следует заменить аккумулятор?
- Как только аккумулятор перестал держать заряд. Индикатор на панели приборов говорит о том, что в аккумуляторе отсутствует или очень низкий заряд, хотя вчера вы его заряжали.
- Если аккумулятор банально не заряжается. Чаще всего это происходит из-за непродолжительных коротких поездок в зимнее время. Аккумулятор, не заряженный полностью, теряет свою емкость из-за постоянной разрядки.
- В случае технического повреждения: возникла трещина или он потек. При таких повреждениях, эксплуатация данного устройства невозможна.
Можно ли восстановить старый аккумулятор?
В принципе, попробовать можно. Как это сделать? Если у аккумулятора механическое повреждение, такое устройство эксплуатировать категорически противопоказано — опасно для вашей жизни и жизни ваших пассажиров.
Но, если АКБ не держит заряд, можно попробовать восстановить его «жизнеспособность».
Прежде чем приступать к «спасению» аккумулятора, прочтите внимательно инструкции и рекомендации опытных «реаниматологов», и только тогда приступайте аккуратно к работе по восстановлению АКБ, но все же лучше обратиться к профессионалам ведь на кону ваше здоровье, не рискуйте им.
Что нужно знать, выбирая новый аккумулятор:
- Емкость аккумулятора
- Расположение клеммы
- Размер
Выбрав нужный АКБ — не забудьте проверить его работоспособность. Сделать это просто, подключив к нему нагрузочную вилку. С ее помощью вам замеряют напряжение холостого хода и под нагрузкой.
Лучше всего осуществлять подбор аккумулятора по марке автомобиля. Это даст возможность обеспечить его бесперебойную работу при установке.
Все АКБ делятся на три категории:
- Обслуживаемые аккумуляторы или ремонтопригодные— устройства, пользующиеся спросом несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Корпус АКБ из эбонита, залитый сверху мастикой.
- АКБ необслуживаемые. Этот тип аккумуляторов предназначен работы в идеальных условиях.
- Для наших реалий самый подходящий вид аккумуляторов — малообслуживаемые. Они отличаются выгодной ценой, неплохим качеством и длительным сроком эксплуатации.
При выборе аккумулятора необходимо выяснить дату его выпуска. Как было отмечено ранее, срок эксплуатации АКБ — 3−5 лет, естественно, чем новее устройство, тем дольше оно прослужит. Кстати, этот срок начинает исчисляться не со дня установки его в авто, а с момента, когда залит электролит.
Стоимость аккумулятора прямо пропорциональна емкости его пускового тока. Чем больше емкость АКБ, тем быстрее стартер провернет автомобильный двигатель.
Как правильно ухаживать за аккумулятором?
Для более длительного срока эксплуатации АКБ необходимо контролировать уровень его заряда. Если вы ездите долго и часто, подзарядка, как правило, не нужна. Если же вы ездите не часто и не на длительные расстояния, автомобиль иногда пребывает на автостоянке, проверка заряда аккумулятора необходима хотя бы раз в месяц. Особого внимания и ухода АКБ требуют в периоды скачков температуры. В силу своей конструкции автомобильный аккумулятор «не любит» холодов. Стоит помнить, что с каждым градусом понижения температуры окружающего воздуха, АКБ теряет один-два процента своей силы.
На территории ТЦ «ЛОСК» вы всегда можете приобрести новые, обменять/продать старые АКБ, получить квалифицированные консультации и услуги по проверке, установке, сервису автомобильных аккумуляторов. Больше информации от наших партнеров – в журнале-путеводителе по авторынку «ЛОСК». Печатную версию журнала можно всегда получить БЕСПЛАТНО в рекламном отделе «ЛОСК-Информ», который находится в здании администрации ТЦ. Электронная версия – всегда на нашем официальном сайте: Журнал